Суббота, 18.05.2024, 10:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мой сайт
    Главная » 2014 » Май » 2 » Бегство в египет мозаика 14 век описание. [IX.5. Мозаические и темперные иконы]
    21:17

    Бегство в египет мозаика 14 век описание. [IX.5. Мозаические и темперные иконы]





    27 А. С. Уваров. Сборник мелких трудов, I. Москва 1910, 42–43; Лихачев. Материалы для истории русского иконописания, табл. IV; Dalton, 432; Millet. Iconographie de l'Evangile, Index: Florence, Opera del Duomo, 759–760; Айналов. Византийская живопись XIV столетия, 72–78; Wulff, Alpatoff, 110–114, 270; Diehl, 563–565; V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries. — BM, LXXI 1937 December, 249–250; Grabar. La peinture byzantine, 190–192; Felicetti-Liebenfels, 65, Taf. 76, 77; Talbot Rice. Arte di Bisanzio, 105, tav. XXXVI, XXXVII. Мозаики пожертвованы церкви Сан Джованни в 1394 году венецианкой Николеттой да Гриони — вдовой кубикулария византийского императора Иоанна Кантакузина, свергнутого с престола в 1354 году. Этим самым доказывается их константинопольское происхождение. Д. В. Айналов привел ряд убедительных аналогий с мозаиками Кахрие джами. Зато его попытку вскрыть здесь следы западного влияния следует признать совершенно неудавшейся. Для Рождества Христова ср. аналогичную композицию в Кахрие, для фигуры Богоматери из Благовещения — фигуру Марии из сцены Переписи (там же), для трактовки одеяния Симеона из Сретения — повернувшуюся спиной к зрителю женскую фигуру из сцены Избиения младенцев (там же). Флорентийские мозаические иконы исполнены, несомненно, в первой четверти XIV века.

    28 A. Darcel. Arts industriels de Pantiquit et du Moyen Age. Les mosaques, II. — GВА, I 1859, 157, 161–162; Ch. Bayet. L'art byzantin, Paris 1883, fig. 44; Dalton, 432; Id. East Christian Art, 265; Айналов. Византийская живопись XIV столетия, 78–79; Wulff. Alpatoff, 108–110, 269–270; Diehl, 870; V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries. 250; Talbot Rice. Arte di Bisanzio, 105–106, tav. XXXVIII; Beekwith. Art of Constantinople, 137. Икона вышла из той же мастерской, как и обе мозаические иконы во Флоренции.

    29 Кондаков. Афон, 104–107, табл. XIV; Brockhaus, 97; Wulff, Alpatoff, 60, 261; Bettini. Pittura bizantina, II2, 28; P. Mylonas. Athos. Forms in a Sacred Space. Athens 1965, pl. 9; Frhe Ikonen, Taf. 57.

    30 O. Demus. An Unknown Mosaic Icon of the Palaeologan Epoch.—Byzantina—Metabyzantina, I. New York 1946, 107–118; Dumbarton Oaks Research Library and Collection. Acquisitions. December 1, 1946 — November 1, 1947. — Bulletin of the Fogg Museum of Art, X 6, December 1947; O. Demus. Two Palaeologan Mosaic Icons in the D. O. Collection. — DOP, 14 1960, 96–109; Beekwith. Art of Constantinople, 135.

    31 Д. В. Айналов. Византийские памятники Афона. — ВВ, VI 1899, 75–78; Кондаков. Афон, 116–117. Muoz. L'art byzantin l'exposition de Grottaferrata, 170, tav. III; Dalton, 434; Wulff, Alpatoff, 61–62, 261; Diehl, 566; V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries, 250; Felicetti-Liebenfels, 65, Taf. 73A; Demus. Die Entstehung des Palologenstils, 16; Id. Two Palaeologan Mosaic Icons in the D. O. Collection. — DOP, 14 1960, 110–119; L'art byzantin, art europen, n° 169. Из Ватопеда. Долгое время хранилась в собрании А. И. Нелидова в Париже. Приписывавшаяся обычно XII веку, икона в действительности возникла не ранее XIV века. В памятниках XI–XII веков (например, cod. Paris. gr. 550, мозаики Софии Киевской, Палатинской капеллы и Чефалу) тип Иоанна Златоуста отличается несравненно большей строгостью. На XIV век указывают не только мелкие черты лица и его мягкое выражение, но и такая деталь, как асимметричная, грушеобразная форма головы (ср. изображение Златоуста на иконе Умиления XIV века в Эрмитаже).

    32 A. Darcel. La collection Basilevsky. Paris 1874, 25; G. Schlumberger. L'epope byzantin, I. Paris 1896, 309; Dalton, 433; Diehl, 565; V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries, 250; Bettini. Pittura bizantina, II2, 28–29; Beekwith. Art of Constantinople, 137; Банк. Византийское искусство в СССР, ил. 250.

    33 W. H. J. Weale, J. Maes. Instrumenta ecclesiastica. Choix d'objets d'art etc. exposs Malines, 1864. Bruxelles 1867, pl. IV, n° 54; Dalton, 432; V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries, 250; Beekwith. Art of Constantinople, 137; L'art byzantin, art europen, n° 166. Подарок папы Сикста IV. Для типа Христа ср. купольные мозаики в Кахрие джами и Фетхие джами.

    34 L. Courajod. Le baron Charles Davillier et la collection lgue par lui au Muse du Louvre. — GBA, XXVIII 1883 September, 205–206; L. Courajod, E. Molinier. Donation du Baron Davillier. Paris 1885, n° 274; E. Mntz. Les mosaques portatives. — BullMon, 1886, 225, pl.; G. Schlumberger. Un empereur byzantin au Xe sicle. Nicphore Phocas. Paris 1890, 415; Dalton, 432; Diehl. 565; V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries, 250; Felicetti-Liebenfels, 95. Taf. 123; L'art byzantin, art europen, n° 170. Куплена во Флоренции. Для типа коня ср. мозаики Кахрие джами (Волхвы перед Иродом и деталь Бегства в Египет).

    35 Р. Durand. Trsor de Saint-Marc Venise. — Ann Arch, XXI 1861, 102; Dalton, 432; G. Lorenzetti. Venezia е il suo estuario. Milano 1926, 502; D. Talbot Rice. New Light on Byzantine Portative Mosaics. — Apollo, XVIII 1933 October, 265–266; V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries, 250; Bettini. Pittura bizantina, II2, 28; Demus. Die Entstehung des Palologenstils, 16; Id. Two Palaeologan Mosaic Icones in the D. O. Collection. — DOP, 14 1960, 94–95. Фон, выложенный мельчайшими серебряными кубиками, ныне почти утрачен и залеплен воском. На обороте иконы имеется позднейшая и, без сомнения, апокрифическая надпись, приписывающая икону некоему Феодосию, который якобы выполнил ее в 1115 году. В надписи также указано, что икона была подарена императору Мануилу I (1143–1180) и хранилась в храме св. Софии. Патриций Микеле Бон пожертвовал икону церкви Санта Мария делла Салуте в XVII веке. Свидетельство надписи, совершенно необычной для византийских памятников, легко опровергается стилем иконы, указывающим на XIV век.

    36 Эту икону я видел в 1958 году в Центральном институте реставрации в Риме, где она находилась в процессе восстановления. Полуфигура Христа, изображенная со сложенными накрест руками, дана в типе «Не рыдай мене мати». Икона отличается тонким исполнением.

    37 Упоминаемая Кс. Барбье де Монто (X. Barbier de Montault. L'archologie l'exposition religieuse de Rome. — RArtChr, XVIII 1874, 152) и О. Далтоном (Dalton. Byzantine Art and Archaeology, 432) мозаическая икона в Палаццо Боргезе в Риме, изображавшая Богоматерь с апостолами и приписываемая XIV веку, не была мною найдена в этом музее. К XIV веку относится мозаическая икона евангелиста Иоанна в Лавре св. Афанасия на Афоне (Кондаков. Афон, 114–116, табл. XXXIV). Н. П. Кондаков датировал эту икону XII–XIII веками, против чего решительно говорит не только ее стиль, но и тип лица Иоанна. Для последнего ср. голову сидящего Иоанна в cod. Mosq. gr. 407. В XIV веке были также исполнены мозаическая икона св. Димитрия в пинакотеке Городского музея в Сассоферрато (L. Savignoni. Il reliquario prezioso. — Atti del II Congresso internazionale di archeologia cristiana tenuto a Roma nell'aprile 1900. Roma 1902, 422–423; L. Serra. L'arte nelle Marche. Pesaro 1929, 344; S. Bettini. Appunti per to studio dei mosaici portatili bizantini. — FelRav, 46 1938, 19 ss.; Id. Pittura bizantina, II2, 29; A. A. Vasiliev. The Historical Significance of the Mosaic of St. Demetrius at Sassoferrato. — DOP, 5 1950, 31–39; L'art byzantin, art europen, n° 171; Frhe Ikonen, Taf. 72), мозаическая икона Христа во гробе — Imago Pietatis — из монастыря Татарна в Эвритании в Греции (L'art byzantin, art europen, n° 167; Frhe Ikonen, Taf. 48) и сильно попорченная икона с поясными изображениями Иоанна Златоуста, Василия Великого, Николая Чудотворца и Григория Богослова в Эрмитаже (А. В. Банк. Мозаичная икона из б. собрания Н. П. Лихачева. — Из истории русского и западноевропейского искусства. Москва 1960, 185–194; Ее же. Византийское искусство в СССР, ил. 251, 252).

    38 Муратов. История древнерусской живописи, 186; Айналов. Византийская живопись XIV столетия, 121–124; Wulff, Alpatoff, 114–116, 270; Muratoff. La peinture byzantine, 127, pl. CLXXII (неверная датировка XII веком); V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries, 250; J. Myslivec. Ikona. Praga, 1947, tab. I; Felicetti-Liebenfels, 85–86, Taf. 104 B; Talbot Rice. Arte di Bisanzio, 104, tav. XXXV; Beckwith. Art of Constantinople, 142–143; Банк. Византийское искусство в СССР, ил. 254. Д. В. Айналов усматривал в иконе отражение стиля Дуччо, что представляется мне совершенно неубедительным. Столь же неубедительна и его датировка иконы последней четвертью XIV века. Для трактовки одеяний ср. мозаики Кахрие джами (апостолы Петр и Павел и группа апостолов в сцене Христос исцеляет болящих), для трактовки лиц — фрески пареклесия там же (особенно голова неизвестного бородатого святого).

    39 Муратов. История древнерусской живописи, 186, 192; Wulff, Alpatoff, 116–117, 271; V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries, 250; Beckwith. Art of Constantinople, 144; Банк. Византийское искусство в СССР, ил. 258, 259. Ср. композицию Успения в Кахрие джами.

    40 Лихачев. Историческое значение итало-греческой иконописи, 201, рис. 436; V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries, 250–255.

    41 V. Lasareff. Byzantine Ikons of the Fourteenth and Fifteenth Centuries, 250–255; Beckwith. Art of Constantinople, 144; Банк. Византийское искусство в СССР, ил. 256, 257. Икона сильно пострадала в своей нижней части, зато неповрежденная живопись находится в прекрасном состоянии сохранности. Для типа Богоматери ср. сербскую фреску в Андреаше (около 1389).

    42 Кондаков. Македония, 253–254, табл. VI; М. orovi-Ljubinkovi. Die Ikonen von Ohrid. Beograd 1953, 3, Taf. 2; П. Миљковић-Пепек. Авторите на неколку охридски икони од XIII–XIV век. — Гласник на музеjско-конзерваторско друштво на HP Македониjа, I. Скопje 1954, 42–45, табл. VIII; C. Радоjчић. Majстори старог српског сликарства. Београд 1955, 27–28, табл. Х, XI; Felicetti-Liebenfels, 78, 81–82, Taf. 88 А, 97; Talbot Rice. Arte di Bisanzio, 107, tav. XLI–XLIII; Beckwith. Art of Constantinople, 143–144; V. Djuri. Icnes de Yougoslavie, 24–26, n° 14; S. Radoji. Icones de Serbie et de Macedoine, IX–X, n° 19; Frhe Ikonen, Taf. 161, 163, 165; T. Velmans. Les icones de la Macedoine et leur art. — IHA, 1966 4, 141–142. На обороте иконы Благовещения написано другой рукой изображение Богоматери Душеспасительницы (Психосострии). П. Милькович-Пепек без достаточных оснований приписывает икону Благовещения Михаилу Астрапе. Св. Радойчич первым указал на высокую вероятность происхождения иконы из константинопольского монастыря Богородицы Психосострии, который был подарен императором Андроником II Палеологом охридскому архиепископу Григорию.



    Источник: www.icon-art.info
    Просмотров: 537 | Добавил: njusere | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024